Интересные факты о вулканах на Марсе

Последние извержения лавы на Марсе произошли более 20 млн. лет назад, а обнаружили их в XX веке. Астрономические исследования открывают новые интересные факты о вулканах на Марсе, их формировании и влиянии на планету.
  1. Вулканические процессы на Марсе длились гораздо дольше, чем на Венере, Земле или Луне. Изучение красной планеты дает такие интересные факты о вулканах на Марсе: вулканизм проходил в двух обширных регионах, он мог повлиять на зарождение и гибель жизни на планете, и, несмотря на «тишину», извержения возможны.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

2. Тарсис или Фарсида – самая большая вулканическая область Марса. Здесь находятся Олимп – первый по величине вулкан Солнечной системы, несколько меньших по размеру горы и хребты, называемые Ореолом Олимпа. Как образовался Ореол диаметром более тысячи километров – неясно, это может быть результат ледниковой активности, эрозия застывшей лавы или так выглядят обрушенные склоны самого Олимпа.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

3. В области Тарсис расположен Олимп – потухший вулкан заметный, благодаря снежной шапке, даже с Земли. Высота его 27 км, а диаметр кратера – 90 км. Среди земных гор с Олимпом не может сравниться даже гавайский вулкан Мауна-Кеа, общая высота которого составляет 10200 метров, учитывая часть, скрытую под водой.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

4. Олимп невозможно увидеть целиком, находясь на Марсе - вершина будет скрыта из-за кривизны поверхности. А если наблюдения вести с вершины, то его края будут далеко за горизонтом. Максимальный обзор можно получить только из космоса.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

5. Изучая склоны вулканов, астрофизики обнаружили кремниевую кислоту, которая образуется, когда термальные воды, растворяют горную породу, вымывая оксид кремния. Теоретически в горячей воде с повышенной кислотностью могла зародиться жизнь, хотя бы в виде микроорганизмов - экстремофилов.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

6. Альба Монс – самый большой из марсианских вулканов, основание которого создано разлитой на 5000 км вокруг лавой. Образовался он, вероятно, из-за сейсмических волн, которые создали разлом в тонкой литосфере, и позволили магме выйти наружу, образовав вулкан всего в 1,5 км в высоту, но значительного диаметра.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

7. Согласно версии французских и американских физиков, одно из извержений стало причиной сдвига полюсов планеты и, возможно, уничтожило воду и жизнь. В 2008 году данные исследований грунта подтвердили теорию, что под тяжестью лавовых масс сместились кора и мантия планеты, относительно ее ядра. По этой причине снежные шапки Марса лежат не на полюсах.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

8. Астрофизики NASA считают, что Марс в прошлом был ледяной пустыней, которую плавили вулканы в периоды активности. Лед таял и заполнял океаны планеты, пока в одном из крупных извержений не испарился совсем.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

9. Вулканическая активность на Марсе давно закончилась, но ученые по наличию серной кислоты, степенью зашлакованности кратеров и другим признакам, предсказывают, что извержения на планете еще будут.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

10. Помимо вулканов, изливающих раскаленную лаву, на снимках Марса ученые видят грязевые вулканы, которые могут извергать отложения, состоящие из органических веществ. Эти образования свидетельствуют о наличии жидкости в недрах планеты и вероятной жизни.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

11. Вулканы на Марсе формировались также, как и на Земле. Щитовые появились, когда жидкая лава с высокой температурой разливалась по поверхности планеты и, наслаиваясь, образовывала широкую и, относительно диаметра, небольшую возвышенность . Купольные образует вязкая магма, небольшое количество которой выходит наружу, а большая часть закупоривает кратер, образуя пробку. Поднимая кору, ее выдавливают газы, накапливающиеся под застывшей лавой.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

12. Всего на Марсе найдено 20 вулканов, пять из которых щитовые.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

13. До начала эры космических аппаратов вулканы, особенно щитовые, принимались за моря, равнины, следы астероидов. Сегодня, благодаря технике, можно точно установить наличие вулкана, высчитать его возраст, рассмотреть потоки лавы и прочие детали, чтобы создавать модели для изучения.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

14. Вулканическая деятельность сформировала облик северного полушария, тогда как юг состоит из древних высокогорий, покрытых метеоритными кратерами. Есть версия, что около 4 млрд. лет назад вся поверхность выглядела примерно одинаково, но на Марс упал астероид, спровоцировав появление вулканов.
    Интересные факты о вулканах на Марсе

15. Гигантские площади, занимаемые отдельными вулканами, подтверждают факт, что у Марса нет тектонических плит и литосфера его неподвижна. По этой причине марсианские горы существуют миллионы лет, не изменяясь. На Земле из-за расхождения плит они становятся ниже, при столкновении образуются новые хребты, при сжатии горы «вырастают».