Интересные факты со всего мира в картинках и фото
Меню Саяно-Шушенская ГЭС — одно из крупнейших гидросооружений на реке Енисей. Название свое получило благодаря расположенным рядом Саянским горам и поселку Шушенское, куда когда-то был сослан вождь пролетариата.
- СШ ГЭС имеет самую высокую плотину в России. Напорный фронт представленной ГЭС образует арочно-гравитационная плотина высотой 245 м. Прочность этого бетонного сооружения дополнительно обеспечивается верхним арочным поясом с передачей нагрузки (около 40%) на скалистые берега.
- Эта самая мощная ГЭС России (установленная мощность 6,4 млн. кВт). Она занимает девятое место по мощности в мировом списке действующих гидроэлектростанций.
- Этот уникальный проект плотины СШ ГЭС — «детище» инженеров Ленинградского отделения института «Гидропроект». Они смогли создать плотину для бурных вод Енисея с учетом суровых климатических условий Сибири. Арочно-гравитационная плотина даже зафиксирована в Книге рекордов Гиннеса, как самое надежное гидротехническое сооружение данного типа.
- Эта огромная плотина была врезана строителями в скалистые берега Енисея на глубины 10-15 метров. Только представьте: 9,075 миллионов м³ бетона было использовано для ее воздвижения. С таким количеством бетона можно было бы построить шоссе от Москвы до Владивостока!
- Необычный групповой памятник строителям гидростанции объединяет в себе бронзовые фигуры людей различных профессий, которые принимали непосредственное участие в строительстве гидротехнического объекта. На фоне этой исторической памятки получаются отличные фотографии.
- Это энергетическое предприятие было построено в горах, в окружении таежных лесов. Великолепная архитектура такого весьма сложного технического объекта органично вписалась в природный ландшафт этого красивейшего края.
- Более двух сотен организаций (строительных, монтажных, электротехнических) участвовали в строительстве гиганта энергетики на Енисее. На стройку съезжались молодые специалисты со всех уголков бывшего ССР. Эту ГЭС, по истине, воздвиг весь советский народ!
- В 1974 году произошло интересное событие в истории строительства – был подписан «Договор двадцати восьми». Таким способом все участники глобальной стройки обязывались оказывать друг другу помощь, качественно выполнять свою работу и стремиться к сокращению времени строительства. Сейчас в музее станции хранится прут из стали, стянутый в «узел дружбы», символизирующий дружеские отношения между отдельными бригадами.
- Плотина энергообъекта «пережила» землетрясение в 2011 году, когда в 78 км от ГЭС было 8 баллов по шкале MSK-64, и 5 баллов замеряли около плотины. Специалисты не зафиксировали никаких повреждений в теле плотины — легендарные строители поработали на славу!
- Каждая турбина РО-230/833-В-677 этого энергетического гиганта имеет рабочее колесо диаметром 6,77 м и весом 156 тонн! Гидротурбины были изготовлены «Ленинградским металлическим заводом», 10 огромных рабочих колес прежде чем были установлены на ГЭС, преодолели путь почти в 10 000 километров! Они были доставлены водным транспортом через Северный Ледовитый океан.
- Эта станция строилась поэтапно с 1963 по 2000 год. Благодаря использованию временных рабочих колес даже на низком напоре (60 м), гидроагрегаты поэтапно вводились в работу и вырабатывали электроэнергию.
- В период с 1997 по 2011год был построен дополнительный береговой водосброс, благодаря которому осуществляется дополнительный пропуск воды до 4000 м³/с и снижается нагрузка на основной водосброс станции, что значительно увеличивает безопасность станции.
- Необычная пространственная перекрестно-стержневая конструкция для перекрытий и стен машзала была спроектирована Московским Архитектурным институтом. Такое оформление придала особое архитектурное изящество, но, как показала практика, не обеспечила надежность здания.
- В 2009 год произошла крупнейшая техногенная катастрофа. В результате аварии по вине недоброкачественного ремонтов на СШ ГЭС погибло 75 человек, основное оборудование и машинный зал были сильно повреждены. В 2014 году завершились восстановительные работы на станции.
- После аварии 2009 года тонны турбинного масла ушли в воды Енисея. Даже после экстренного применения специальных сорбентов для сбора масла и боновых заграждений погибло 400 тонн рыбы.