Интересные факты об экскаваторах поведают о невероятных возможностях и разнообразии моделей этих машин. Изначально изобретенные для землеройных работ они стали универсальной строительной техникой, работающей во благо человека. Разработаны плавающие, карабкающиеся и другие специальные модели для выполнения самых сложных работ.
- Слово экскаватор произошло от латинского слова «excavo» – выкапывать или выдалбливать. Первые землеройные машины были придуманы в Италии в 1420 году для расширения гаваней, а также увеличения глубины каналов.
- Экскаватор весьма многофункционален и кроме рытья ям он может поднимать и загружать, рыхлить и толкать землю, а также трамбовать ее за счет собственного веса. Оснащенный гидромолотом он способен долбить, буром – делать отверстия, а гидроножницами – разрушать конструкции без сейсмического воздействия.
- Экскаватор может быть двух видов – гусеничный и колесный. Первый продвигается даже там, где нет дорог, а второй используется для городских условий.
- Возможности поворота кабины экскаваторов зависят от предназначения – от 90 до 360 градусов. Полноповоротные модели могут осуществлять неоднократный полный поворот. Это дает уникальное преимущество начать двигаться в другую сторону простым поворотом кабины.
- Первые чертежи машин, которые напоминали экскаватор, принадлежат Леонардо да Винчи в самом начале 16 века. Изображенный набросок изображает грейфер, который позже использовался для прокладки каналов в сухой Миланской долине.
- Первая механизированная землеройная техника была запатентована в 1839 году американцем Вильямом С. Отисом. Однако умер и не успел воплотить свою идею в жизнь – патент пролежал «мертвым грузом» 40 лет в семейном архиве.
- Первые сконструированные землеройные машины именовались «паровыми лопатами». Они работали за счет парового двигателя, но были малоэффективны. Кроме того, стоимость их работы была в разы дороже дешевой рабочей силы.
- Первый выпущенный заводом в 1882 году экскаватор носил название «Bucyrus» (Бьюсайрус). Это была конструкция Дж. Томпсона, предназначенная работать на железной дороге, где не хватало рабочей силы. В России использовали копию этой машины под именем «Путиловец».
- При строительстве Панамского канала участвовали 119 паровых землеройных машин. Причем 77 из них были марки «Bucyrus». Считается, что это была сложнейшая стройка начала 20-го века.
- Самый огромный в мире представитель этой техники построен немецкой фирмой Krupp — «Баггер 288». Его размеры огромны: в высоту – 93 метра, в длину – 211 метров. Весит гигант 13 тыс. тонн, а для управления им нужно 5 человек. За час работы он может выкопать 10 тыс. кубов породы благодаря ротору с множеством ковшей размером около 5-ти этажного дома. Стоит «Баггер 288» ≈ 100 млн долларов.
- Самый тяжелый землеройный экскаватор с одним ковшом — Bucyrus RH400 от Caterpillar. Он весит 889 тонн, ширина его ковша 8,6 метров – за один заезд он берет 45 м3 породы. Он имеет 16-цилиндровый двигатель с мощностью 4,4 тыс. лошадиных сил.
- Самый миниатюрный экскаватор – это мини-модель Komatsu PC01-1. Он впервые демонстрировался в России в 2008 году. Испытательной площадкой для него было подобие детской песочницы, ведь его масса всего 380 кг, размеры 2,1х0,58х1,35 метра, а объем ковша 0,008 м3.
- Существуют экскаваторы-амфибии, оснащенные понтонами. Благодаря этому они могут работать на воде и в болотах. Они незаменимы при выполнении работ в болотистой местности или для землеройных работ на водоемах.
- Интересную конструкцию имеет «шагающий экскаватор» или экскаватор-паук. Он имеет четыре ноги с колесами, вращающимися по вертикали и горизонтали независимо от других трех колес. Благодаря этому он буквально карабкается по склонам гор, заходит в труднодоступные русла рек и озер.
- В чем разница экскаватора и бульдозера? Первый используется для рытья ям, а другой для их засыпки и разравнивания – отсюда различная форма ковша. У экскаватора ковш на длинном манипуляторе узкий и глубокий, а у бульдозера – на коротких упорах, широкий и практически плоский.